Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Культура   /

Сквозь тернии – к творчеству

11:35 - 09.10.2021

Именно так начинался путь к большому искусству Заслуженного художника РА, Члена Союза художников России Султана Мухаджировича Умарова. Казалось, таланту живописца не суждено было развиться. И с самого детства не было даже узенькой тропинки, чтобы ступить на этот в дальнейшем заметно расширившийся творческий путь… В то же время стены препятствий с небывалым постоянством - одна за другой  - вставали перед мастером – автором ныне чарующих взор пейзажей, «одушевленных» портретов и метких образов.

Обездоленное детство

 Султан Мухаджирович родился в ауле Кошехабль, в декабре 1932 года, в большой и довольно состоятельной семье, принадлежащей к знатному роду. Его отец, Мухаджир Алиевич, как и его семеро братьев и сестер, считались в Кошехабле одними из самых дружных и трудолюбивых, вели достойный образ жизни, но, по мнению некоторых «доброжелателей», были уж слишком зажиточными. Несправедливое раскулачивание не оставило семье даже кружки, из которой можно было бы напиться. Отец Султана Мухаджировича в 1933 году был репрессирован, а в 1942 году погиб, защищая Сталинград. Светлое имя отца и гражданские права его семьи были полностью восстановлены лишь в 1964 году.

В тяжелое военное время семья испытывает голод и другие лишения, а также предвзятое отношение со стороны местной власти.

«Такие, как ты, не должны учиться!», - таков был жестокий приговор для едва окончившего начальную школу парнишки. Как суровая альтернатива - непомерный труд всей семьи в местном колхозе.

  Вопреки всему

 Но природный талант и неистовая тяга к искусству взяли верх. Мальчик тайком, зачастую при слабом освещении, делает наброски на чудом попавших в его руки клочках бумаги. Нередко заполняет своими рисунками пустые места в старых использованных тетрадках по математике, вырисовывает что-то на глине и песке.

«Чем больше мне запрещали, тем больше я рисовал», - вспоминает ныне признанный художник, -  Вот так и дожил до 16 лет».

 «Так больше не может продолжаться»

 Юношеский максимализм, когда ты вынужденно взрослеешь раньше времени, тоже начинает проявляться намного раньше, чем это обычно бывает. Не желая больше мириться с чередой лишений и несправедливостью, в поисках правды, своего собственного «я» и лучшей жизни для себя и близких Султан Мухаджирович покидает родной дом.

 Подобно перекати-поле

 Именно так складывается дальнейшая судьба выдающегося живописца, подрабатывающего то там, то здесь непосильным для юноши трудом. Кабардино-Балкария, Астрахань, Дагестан… - территориальные единицы одна за другой сменяли друг друга. При этом его высокая ответственность и умение постоять за себя и сотоварищей помогают ему уже в столь юном возрасте снискать авторитет и даже возглавить бригаду одного из коллективов.

Домой, в Кошехабль, он вернулся незадолго до призыва на срочную службу в Армию, но так и не достигнув желаемого.

 Становление как художника

 Служить Султану Мухаджировичу довелось в артиллерийских войсках, в Германии. «Дисциплина там совсем иная, да и все иное, но у нас все всегда получалось, как в России», -  шутливо вспоминает он. Однако, что действительно было для него важно, так это наличие условий  для занятий любимым творчеством. Узнав про его природный талант, стало содействовать его развитию как художника и командование, назначив художником-оформителем.

«Было у меня и отдельное помещение, хотя, правда, иногда случалось и маляром подрабатывать, - с улыбкой говорит Султан Мухаджирович, -   За без малого 4 года службы чего только не изобразил - и Сталина рисовал, и Ленина... Нередко заказывали картины и офицеры - для украшения своих домов. А все это время теплил надежду увидеть воочию архитектуру Германии, которая меня безумно восхищала, и, конечно же, Дрезденскую галерею!».

  Дрезденская галерея

 Долгожданное посещение Дрезденской галереи, которому посодействовал один из офицеров, стало в жизни художника одним из ярчайших. Еще бы! Увидеть ее экспонаты - так и не сбывшаяся мечта многих именитых мастеров, а ему, простому не избалованному судьбой аульскому юноше, такой шанс и вовсе казался нереальным. Воодушевленный и переполняемый множеством чувств, он ненасытно старался увидеть как можно больше. А, не заметив, как пролетел день, сразу же обратился с просьбой о повторном выезде. В дальнейшем, получив обещание, не мог дождаться назначенного срока.

Эти поездки в разные города Германии с возможностью работать над живописным полотном, лицезря безумной красоты виды, и стали тогда решающими в окончательном определении его профессионального пути.

  «Говорящее» творчество

 Именно так хочется назвать его произведения искусства. Ведь на них все словно на ладони - легко для восприятия, доступно и понятно. При всем этом, работы мастера не только представляют большую эстетическую ценность, но и глубоко содержательны, заключают в себе немалую смысловую и эмоциональную составляющую.

Высокую оценку творчество Султана Мухаджировича получило как среди коллег, так и простых почитателей художественного творчества.

«Султан Умаров на фоне Союза художников Адыгеи представляет собой особый романтически-колористический островок, отодвинутый вглубь и оттуда изучающий яркий, отличный от всех окружающих, радужный свет.

С первого взгляда в пейзажах нашего живописца замечается ярко выраженный декоративный стиль. Он выражается в первую очередь в колорите, формируемом чаще всего на основе контрастной цветовой гармонии. Таким образом, сгармонировать интенсивные теплые и холодные цветовые пятна на картине всегда труднее, чем нюансно сближенные. Но Султан, благодаря природному дару цветовидения, с этой задачей успешно справляется», - отмечает искусствовед Нурбий Ловпаче  в своей статье к изданию «Султан Умаров. Живопись. Графика», посвященному 80-летнему юбилею художника.

Через свои работы художник раскрывается как вдумчивый наблюдатель, человек, любящий свою родную Адыгею, свой сказочный Кавказ и людей, живущих на этой благодатной земле. Если внимательно присмотреться к работам Султана Умарова, можно увидеть определенные символы и знаки бытия. Особенно это заметно в графической серии «О чем молчат камни». Здесь можно наблюдать, как ткет свой узор само время, вышивая таинственный орнамент событий и человеческих судеб, вплетая исторические и современные образы. Мастер замечает и тонко чувствует то, что не видят другие.

В каждой его картине мудрость и глубокое размышление, далекое от суеты повседневной жизни.

Стоит отметить серии пейзажей, сделанных гуашью. Здесь художник раскрывается как изящный колорист и лирик. В этих работах он гармонично передает именно состояние природы, тончайшие нюансы освещения.

Большое значение для становления художника имели его творческие поездки в Дагестан, Кабардино-Балкарию, Абхазию, Грузию, по Черноморскому побережью, по республикам Прибалтики, в Калининград. Домой он всегда возвращался полным впечатлений и новых живописных и графических работ. После этих поездок рождались такие произведения, как «Улочка в Ботлихе», «Дербентская крепость», «Дагестанские поля», «Дворик в Согратле», «Калининградский Кафедральный собор».

Большая часть работ мастера посвящается горному Кавказу: «Верховья Лабы», «Кавказ глазами предков», «Кабардинские всадники». Художник написал несколько картин на тему Нартского эпоса «Адыиф», «Думы Сосруко» и другие. Нельзя не отметить цикл работ о Русско-Кавказской войне -  «Нашествие. Русско-Кавказская война», «Вселенская молитва», «Спасение сына». В них правда и огромная боль за те страдания, которые пришлось пережить несломленному народу.

 Кошехабльская тематика

 В его творчестве она – одна из самых волнительных и эмоционально емких. В ней и сыновья любовь, и забота, и неистовый патриотизм, переплетенный с болью за те страдания, которые выпали на долю его народа, и восхищение красотами милой сердцу земли, ее традициями. Но апофеозом все же становится незримое тепло, которое обычно ощущается при нахождении у родного очага. Отсюда и те светлые чувства, которые оставляют его произведения искусства, посвященные малой Родине.

Кошехабльской трагедии, в которой погибли мирные жители во время карательных мер, проводившихся в ходе гражданской войны, посвящена серия работ «Палач и жертвы», «Расстрел», «Смерть музыканта Хагауджа», «Все готово».

 Ген творчества

 «Эстафетную палочку» творчества - удивительную способность не просто уметь глубоко прочувствовать увиденное, но и воспроизвести это на неодушевленной материи, четко отразив при этом, к примеру, многогранность человеческих эмоций, художник передал и следующим поколениям. Это понимаешь, глядя на работы его сына Альберта, 14-летней внучки Дарины, которая принимает участие в городских, зональных,  международных выставках и конкурсах, имеет многочисленные дипломы первой и второй степени. Также увлекаются рисованием внуки 8-летний Амин и 5-летняя Аделина. И это не может не вызывать чувства гордости у человека, который всю свою жизнь посвятил творчеству.

 Мир перевернулся

 Вместе с тем, большим ударом и настоящей трагедией последних лет стала для Султана Мухаджировича потеря зрения. Больно представить, что оно значило для тонко чувствующего художника, воспринимавшего многое вокруг преимущественно посредством этого сенсорного органа и имевшего дар детально воспроизводить увиденное даже спустя долгое время. И все ж, сегодня, оказавшись лишенным зрительных впечатлений, талантливый художник благодарен своей фотографической способности за то, что он имеет возможность удерживать в памяти дорогие сердцу образы.

 Творческая мечта

 Есть у Султана Мухаджировича мечта - устроить выставку своих работ на малой Родине – в ауле Кошехабль, которая, к сожалению, еще не нашла своего воплощения в жизнь. Но безмерно преданный отчей земле мастер верит, что сможет познакомить со своими произведениями не только жителей республиканской столицы, где неоднократно проводились показы его картин, но и своих земляков. Откроет для них те мироощущения, которые он связывает с родным уголком земли.

Восхищаясь талантом и человеческими качествами мастера, хочется от всей души пожелать ему непременного исполнения своего желания и обязательно крепкого здоровья, кавказского долголетия и семейного счастья. Он это все заслужил сполна! 

Р. Болокова.