Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Образование /
Детский сад - новый и очень важный период в жизни каждого ребенка. Но, к сожалению, для любого малыша начало посещения ДОУ - настоящий стресс. На этом этапе он попадает в совершенно непривычную для него обстановку - огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, и где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.
Вышеотмеченные и другие изменения зачастую создают стрессовую ситуацию, которая может привести даже к невротическим реакциям - страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии.
Ребенку нужна адаптация, то есть приспособление организма к новой обстановке. Чем старше малыш, тем быстрее он адаптируется к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Но, несмотря на сложности, я считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад. Ведь именно тогда наиболее интенсивно идет развитие психических процессов и свойств личности, происходят изменения в двигательной деятельности ребенка, развивается речь.
Большие перемены происходят и в его социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь - 30-40%. Поэтому очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать эти возможности. Задача эта ложится, конечно же, на родителей и детский сад.
Приучать ребенка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание там должно быть минимальным (максимум два часа).
Родители обязательно должны подготовить малыша к первому дню в детском саду - заранее приучить к режиму дня в ДОУ, рассказывать ему о том, что такое детский сад, зачем он нужен, и почему они хотят его туда отвезти (там хорошо, интересно, много других детей, игрушек и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад».
А после прихода из детского сада необходимо интересоваться тем, как прошел его день, что было интересного. И обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах.
Основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации она становится главным расслабляющим средством. Ее задачи в этот период - налаживание доверительных отношений, формирование у детей положительного отношения к детсаду, содействие в запоминании имен других детей и воспитателей. Также игра помогает создавать хорошее настроение: ребенок радуется, что узнал что-то новое, своему достижению, первым совместным действиям с другими детьми. Эта радость является залогом успешного развития и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». В ней подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно пройти адаптацию, снять психоэмоциональное напряжение, улучшить коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развить познавательные процессы, наладить доверительные детско-взрослые отношения.
Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к ДОУ прошла наиболее безболезненно.
Объективными показателями адаптационного периода являются: глубокий, спокойный сон, хороший аппетит, эмоционально-уравновешенное состояние, активное поведение, полное восстановление имеющихся навыков и прибавка в весе, соответствующая возрасту.
И пусть у всех малышей адаптационный период в ДОУ пройдет успешно!
С. Зафесова,
воспитатель ясельной группы №3 МБДОУ №1 а.Кошехабль.