Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Образование /
В эпоху пандемии педагогическому сообществу пришлось столкнуться с непростым вызовом: переход на онлайн-платформы без потери качества образования. В рейтинге PISA (Международная программа по оценке качества обучения школьников), опубликованном еще в конце 2019 года, эстонские школьники обогнали всех в Европе по уровню знаний. С приходом COVID-19 в Таллине началась мобилизация электронного потенциала образовательных структур. Первые дни дались непросто — одна из самых популярных платформ для организации онлайн-обучения E-Kool дала сбой. Однако уже скоро эстонские власти анонсировали программу предоставления безвозмездной помощи в сфере электронного образования для других стран.
— Любые неудачи неизбежно идут вместе с прогрессом, после сбоя нам удалось за несколько часов оптимизировать работу серверов. Судя по отзывам, в пандемию платформа улучшилась, — заявил «Известиям» генеральный директор E-Kool Танел Керес. По его словам, достигнутые цели были поставлены не только условиями, которые диктовал карантин. Он лишь помог еще на шаг приблизиться к персонализированному образованию.
— В Эстонии путь к трансформации образования начался десятилетие назад, но основная задача состоит не в тотальной цифровизации, а в улучшении качества образования. Как минимум, нам уже удалось обеспечить равный доступ к обучению для всех, — отметил собеседник.
О том, что коронавирус смог показать преимущества некоторых сфер обучения в онлайн-формате, рассказал глава Центра передовых образовательных инноваций Таллинского технического университета Тобиас Лэй.
— Теперь есть представления, где не обойтись без формата face-to-face, а где разумнее использовать новые технологии. Однако замена цифровым образованием очного — маловероятна, их нужно грамотно сочетать, — подчеркнул собеседник в беседе с «Известиями».
По мнению опрошенных студентов европейских вузов, цифровое обучение позволило им уделять больше времени работе над личными проектами. Учащаяся Свободного берлинского университета Дарья Морозова отметила, что, несмотря на технические сбои, преподаватели стараются организовывать пары так, чтобы каждый смог высказаться.
— В какой-то степени внимания студентам сейчас уделяют больше, чаще проводятся занятия в маленьких группах и детально обсуждаются творческие проекты. Как бонус — онлайн позволил приглашать на занятие экспертов из других городов и стран, — рассказала студентка Высшей школы кино и аудиовизуальных искусств Каталонии Дарья Смирнова.
— Из-за пандемии у нас не осталось выбора, но этот кризис запустил «программу высадки на Луну» в области преподавания, и даже скептики отмечают ценность полученного опыта, — заявил «Известиям» профессор педагогики и дидактики высшего образования немецкой Высшей школы экономики и менеджмента (FOM) Франк Шульте.
Коронавирус стал толчком и для российских вузов, преподаватели которых до этого не были готовы к радикальной цифровой революции.
— Из 750 преподавателей, проходивших анкетирование в сентябре 2019 года, лишь у небольшого процента выявили готовность к переходу в онлайн. Из-за карантина удалось выйти на качественной иной уровень, чтобы развиваться дальше, — рассказала «Известиям» заведующая кафедрой психологии и педагогики, а также профессор кафедры английского языка МГИМО Елена Воевода.
По ее словам, преподаватели смогли приспособиться к цифровым технологиям, что в будущем поможет вынести рутинную работу во внеаудиторную. Наступает эпоха «перевернутых классов», когда преподаватель предоставляет студенту материалы для самостоятельно обучения дома, а на очном занятии происходит уже закрепление, что оставляет больше времени на креативную работу.
Интересную возможность студенты МГИМО получили благодаря дистанционным лекциям с приглашенными экспертами. Экс-глава МИДа Австрии Карин Кнайсль провела для них онлайн-курс по энергетике.
Перед НИУ ВШЭ встала задача обеспечить онлайн-курсами не только своих студентов, но и учащихся других учреждений.
— 20 тыс. студентов 59 российских и трех зарубежных университетов бесплатно получили доступ к нашим открытым онлайн-курсам, — заявила «Известиям» директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик.
По ее словам, «вход» в Университет с каждым годом становится всё более ограниченным его территорией, а цифровая революция в образовании расширяет возможности. Пандемия стала ускорителем, благодаря чему удалось разработать аналитические веб-приложения для сквозных экзаменов и представить исследование о нечестных стратегиях студентов.
Британский Cambridge уже объявил, что из-за коронавируса следующий учебный год будет проводиться полностью в режиме онлайн. Тем временем более 3 тыс. сотрудников немецких вузов выразили в открытом письме озабоченность в связи с вынужденной цифровизацией образования. В основном это тревожит преподавателей гуманитарных дисциплин и языковых кафедр, для которых коммуникация — основа.
— Раньше электронное образование ограничивалось перепиской по почте, у языковых преподавателей недостаточно технических возможностей, что теперь приводит к работе за компьютерами по 16 часов, — отметила кандидат педагогических наук и преподаватель кафедры немецкого языка МГИМО Наталья Базина.
По ее словам, спорить с необходимостью развития онлайн-образования — невозможно, но на сегодняшний день оно достойно функционирует скорее в рамках дополнительных курсов.
— Одна студентка привела точное сравнение онлайн-пар: это фильм, который идет на заднем плане, мимо тебя. Психологический аспект — один из главных составляющих нашей работы, и Zoom это не восполняет, — заявила «Известиям» старший преподаватель кафедры немецкого языка МГИМО Татьяна Заец.
Она также отметила, что несмотря на энтузиазм педагогов и успешные попытки эмпирическим путем подготовить методики для обучения в онлайне, недостатки скрыть невозможно. Один из них — отсутсвие собственных платформ у вуза, подстроенных под его возможности.
— Из-за дистанционного формата разрабатывается шаблонное мышление. Если первые две недели — любопытно, потом наваливается усталость, которая порой провоцирует искушение залезть в словарь, — подчеркнула преподаватель.
Еще в марте прошлого года в статье NYT рассказали об обратной стороне активного потребления цифровых услуг. В приведенном исследовании по развитию мозга отмечено, что 11 тыс. детей, которые проводили более двух часов около экранов устройств, получили более низкие баллы при оценке способности рассуждать. Однако пережив мини-революцию из-за пандемии, международное педагогическое сообщество признает, что разумное внедрение технологий — неизбежно.