Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Образование /
Вот уже более 40 лет, как я окончила школу, но детские воспоминания все время со мной. А ведь когда-то все было первым: первый звонок, взволнованный учитель, значок «Октябренка» с пятиконечной звездой, пионерский галстук с девизом «Всегда готов», комсомольский билет, первые трудности, первые переживания перед экзаменами. Теперь все это в прошлом.
В силу своей профессии, я каждый день бываю в школе, где с большим удовольствием встречаюсь с учениками, радуюсь их успехам, люблю беседовать с ними на разные темы, особенно на литературные.
В школе литература была моим любимым предметом, наверное, потому, что я не расставалась с книгой никогда. Она была моим мудрым собеседником, верным другом и учителем. На уроках литературы я для себя открыла книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как носителей жизненного опыта человечества. Я научилась читать между строк, угадывать подразумеваемое, находила четкие различия между злом и добром, понятиями совести и чести.
И сегодня я хочу рассказать нашим читателям о бывшем учителе русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 Нюсе Салиховне Вороковой (Шишевой).
Мне посчастливилось учиться у нее. Я всегда восхищалась ее энциклопедическими знаниями по своему предмету, удивлялась ее постоянному стремлению к самосовершенствованию. Свои знания, умения и навыки, весь жар ее широкой души, она без остатка отдавала детям, добиваясь от них глубоких и прочих знаний. Мы любили ее уроки, с удовольствием посещали ее литературный кружок, регулярно участвовали в конкурсах и олимпиадах в школе, районе и области.
Она очень любила свою профессию учителя, это было ее призвание. «Всегда получаешь особое удовлетворение от своей работы, когда чувствуешь, что чему-то научил ученика или на экзамене он получил хорошую отметку», - говорила Нюся Салиховна. А без любви к своему предмету трудно предать ученику азы преподаваемого.
Я тоже была учителем литературы и русского языка в той же школе, что и Нюся Салиховна, и знаю, что это значит. Нужно уметь красиво читать текст, учить детей видеть художественные детали, обращать внимание на подтекст. Это магический процесс, когда ты работаешь с произведением искусства.
Благодаря Нюсе Салиховне я и мое поколение впервые познакомились со знаменитыми образами Татьяны и Онегина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», полюбили образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого. Нам очень хотелось большего человеческого счастья черкешенке Бэле из романа «Герой нашего времени» Ю.М. Лермонтова. Мы вместе с учителем устраивали уроки-диспуты, уроки-суды, уроки-экскурсии.
Я до сих пор помню урок-диспут по образам Евгения Онегина и Печорина, которые оба были «героями своего времени». В силу нашего возраста и своего мышления, каждый из нас тогда высказывал свои мысли и суждения. Был у нас и урок-суд над Раскольниковым по роману Достоевского «Преступление и наказание». Мы тогда разобрали это сложное, глубокое произведение через призму художественных деталей. Кстати, во время моей учебы на филологическом факультете АГПИ знания, полученные от учителей-филологов нашей школы мне очень пригодились. А особенно методы и приемы разбора образов литературных героев, с которыми нас познакомила Нюся Салиховна. Более того, вышеотмеченный урок-суд над Раскольниковым помог мне получить в студенческие годы оценку «отлично» у преподавателя русской литературы 19 в. Нелли Магометовны Шишховой. Кто в АГПИ учился у этого преподавателя, знает, что значит получить у нее такую оценку - у очень грамотного, эрудированного, высокопрофессионального педагога с высокими регалиями, которая к тому же сама сильно любила творчество М. Достоевского.
Еще один секрет мастерства Нюси Салиховны кроется в ее личном примере. Не могу сказать, что все в нашем классе запоем читали, но очень многие были увлечены чтением. Позже я проходила педагогическую практику у Нюси Салиховны в своей родной школе, где приобщалась к новым, современным формам и методам обучения и воспитания, еще раз соприкасаясь с великим русским языком - языком межнационального общения, дружбы и взаимопонимания народов нашей страны, языком великого Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Горького и Маяковского.
Роль семьи в воспитании ребенка огромна, но и на учителя ложится большая ответственность. Он должен уметь влиять на ученика, должен воспитывать его, поддерживать, настраивать, служить ему примером. В этом вопросе многое зависит от профессиональных и душевных качеств педагога. Если они высоки, то будет и результат. Нюся Салиховна же - настоящий профессионал. Принцип ее работы заключался в том, чтобы осторожно и бережно помочь юному дарованию раскрыться, почувствовать свою силу, определить свой талант и призвание. И самое главное - быть уверенным в себе. Она всегда отдавала детям душу и сердце, не жалея ни сил, ни времени. Для многих учеников ее мудрые советы стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего жизненного пути.
Нюся Салиховна видела в каждом ученике личность во всем ее многообразии. В свою очередь, видя, как по взрослому, на равных учитель относится к ним, дети обретали уверенность, становились взрослее, чувствовали свою значимость.
Порой мне на ум приходят мудрые слова мыслителя Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». И Нюся Салиховна зажигала не только их (учеников), но и своих коллег и всех окружающих.
Кроме всего прочего она еще слагала стихи, сочиняла музыку. В том числе она сочинила песню-плач по погибшему отцу и другим представителям рода Шишевых, сложивших головы на полях Великой Отечественной войны в 1941-1945гг.
Нюся Салиховна воспитала троих детей. Старший сын Рашид окончил Кубанский государственный аграрный университет в г. Краснодаре. Две ее дочери-близняшки пошли по педагогическим стопам родителей - обе окончили АГУ в г. Майкоп. Сусанна работает учителем начальных классов в той же школе, где работала Нюся Салиховна, а Аксана – педагог по сольфеджио в ДШИ а. Кошехабль.
Свое повествование о настоящем учителе я хочу завершить строками Андрея Дементьева:
«Не смейте забывать учителей!
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!».
Спасибо большое Нюсе Салиховне за верность самой благородной, самой необходимой людям профессии - профессии Учителя! Лишь добрыми словами, с любовью и уважение вспоминают ее многочисленные ученики, коллеги, друзья и одноаульчане.
Ф. КУЛОВА,
педагог МБОУ «Кошехабльский район» «Центр дополнительного образования» при МБОУ СОШ№5 а.Блечепсин.