Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Образование   /

Знай свою родословную

09:17 - 02.03.2019

В последнее время люди вполне оправданно стали проявлять повышенный интерес к своим корням, интересоваться, откуда они родом, кем были их предки, как образовалась их фамилия.

Понятие «род» возникло очень давно – еще на заре человечества, когда сородичи (так называли людей от одного предка) были тесно связаны взаимопомощью и взаимозащитой. Род возглавлялся старейшиной. Им был такой умудренный жизненным опытом и известный славными делами человек, слово которого очень уважалось и ценилось остальными. Неудивительно, что первые понятия о человеческих ценностях появились именно внутри рода. Из поколения в поколение адыги бережно передавали накопленный духовный опыт в сказаниях о славных деяниях предков. Происходило это обычно в беседах у домашнего очага или же в кунацкой, на пастбище у ночного костра или на привале в походе. Они рассказывали о чести, мужестве, мудрости, находчивости и красноречии того или иного представителя рода или  предка.

В современном мире возрождение генеалогии – науки о родовых корнях -  приобретает важное воспитательное значение.  И в нашем кружке «Этнокультура адыгов» изучению истории своего рода мы уделяем пристальное внимание, так как сохранять память о предках обязан каждый человек.

В древности у адыгов считалось обязательным, чтобы каждый человек знал семь, а еще лучше - девять поколений своих предков. Те мужчины, которые не знали имен своих предков до седьмого колена, не имели права выступать в роли свидетеля, им не доверяли.

Учащиеся нашего кружка с большим интересом слушали недавно тему занятия «Знай свою родословную». А на следующую встречу они принесли с собой сообщения о своих предках, которые составили на основе рассказов бабушек и дедушек, мам и пап, а также дипломы, грамоты, ордена и медали, принадлежащие их предкам. В тот день прозвучали выступления о знатных людях разных родов – героях войн, тружениках тыла, участниках спасательных действий после аварии на Чернобыльской АЭС, добросовестных работниках различных отраслей народного хозяйства. Кроме того, каждый нарисовал свое родовое дерево, отражающее несколько поколений.

Детям было интересно узнать, что при произношении лишь имени достойного человека, равно как и фамилии, прославившей адыгов, присутствующие вставали. Этой традиции придерживаются до сих пор многие адыги, живущие за рубежом.

Об истории рода много говорят и тамги (тавро) – знаки собственности. Отдельные исследователи считают, что они являются остатками письменных знаков древних адыгов. Их вышивали на черкесках, наносили на кинжалы. К тамгам адыги относились очень бережно, стараясь не скомпрометировать свой родовой символ.  Ведь тамги  выполняли сразу несколько функций - они указывали на род, служили в качестве подписи или печати, выполняли роль герба. Многие блечепсинцы в наши дни составляют свое родовое дерево, широко используют родовые тамги.

Потребность узнать о происхождении своего рода, этимологию своей фамилии свойственна всем людям, и эта тенденция приобретает в последнее время все больший размах. Любой адыг с детства должен стараться быть достойным своих предков, брать с них пример. Нет сомнения, что и члены нашего кружка будут бережно относиться к своей истории, приумножать достижения своего рода.

В заключение добавлю, что в своей кружковой работе мы используем книги Измаила Кандаурова «Путь борьбы и надежды», а также Нурихан Кияровой «Пою тебя, Блечепсин». Также хотелось бы отметить особо отличившихся в ходе вышеописанного занятия учащихся блечепсинской школы. Это София Шугушева, Самира Болокова и Элана Кулова.

Ф. Кулова,

педагог ЦДОД, руководитель кружка «Этнокультура адыгов».