Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Интересное   /

Экскурс в мир традиций

12:42 - 07.11.2018

Современный мир все чаще ставит  перед нами вопрос должного воспитания подрастающего поколения. Особенно болезненно процесс размывания ценностей, культурный регресс, увядание этнического самосознания ощущается сегодня в таких малочисленных народах, как адыгский. Правда, которую следует признать, и бытность, с которой нужно бороться, включив все свои силы, состоит в том, что все меньше подрастающее поколение интересуется историей, культурой, психологией родного народа. Налицо – принятие инородных ценностей, в основе которых лежит стремление любыми путями обрести материальное благополучие, всеобъемлющий эгоизм, а зачастую и нигилизм. На извечный вопрос кто виноват у большинства родителей один ответ - глобализация. Однако почему-то забывается, что автор всех этих глобализационных процессов - сам человек, и только он способен противостоять им. Возникает следующий вопрос - как? С неохотой большинство из нас стремится найти ответ. Когда на самом деле он довольно прост – знания! Только знания о жизни, традициях и обычаях родного народа помогут любому из нас передать их грядущим поколениям. Сегодняшний ребенок стал настолько практичен, что вместе с тем, что «надо» делать, ему нужно объяснять «зачем». Спросим сегодня самих себя – можем ли мы объяснить, зачем ребенку уважать старших или хорошо учиться, для чего он должен уступить старшему правую сторону. Недостаточность объяснения потому, что ты адыг - налицо. А ведь все эти обычаи и традиции имеют под собой реальную, практически обоснованную основу. Проблема в том, что ее не знаем мы.

Одним из существенных механизмов восстановления этого пробела является (по крайней мере, должна быть) школа, в которой вместе с общей педагогикой живы еще и азы этнопедагогики. И, конечно же, нельзя в связи с этим не вспомнить, как сильно ударили по воспитанию подрастающего поколения адыгов нынешние изменения в образовательной системе, сокращение количества часов преподавания на родном языке и адыгского языка вообще. К сожалению, тенденция современной школы только учить, а не воспитывать (в том числе в духе настоящего адыгства) – тоже реальность. И все же, несмотря на это, согласитесь, школа - один из немногих современных институтов, где хоть как-то ребенок может познакомиться со своим национальным… Естественно, с исключением многих предметов адыговедения в целом появилась тенденция использования внеурочных занятий с детьми, которые требуют от учителя, лишенного механизма требовать и воздействовать на объект обучения методом выставления оценок, гораздо больше усилий и сноровки.

Во-первых, как мы уже отмечали, знания и умение их «выдавать» - главное условие любой педагогической деятельности.

Во-вторых, вспомним народную мудрость: «Традиции живут примером!». Как и любой педагог, учитель–адыговед должен быть примером для своих учеников и объяснять им, что на них лежит бремя достойного воспитания своих младших братьев и сестер (дать почувствовать ребенку ответственность и ощутить себя в роли наставника – один из лучших методов воспитания).

Суть третьего механизма нам тоже помогает раскрыть другая народная мудрость - «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Она состоит в знакомстве детей с живыми примерами для подражания, имитации и проведении с их участием наиболее красивых обычаев народа. Говоря иначе, чтобы подрастающий ребенок любил адыгский мир, нужно для него создать этот мир! Хотя бы на определенный пространственный и временной отрезок...

Таковым предстает многолетний труд группы энтузиастов под началом народного умельца Аслана Негуч – ООО «Нан», расположенного в Майкопском районе. И дело не только в живописном месте с рядами многометровых елей, дубов и осин, прудах со специально выращенными небольшими зарослями дикого камыша, двухэтажном здании, в котором дети гостят каждое лето … Суть целого национального комплекса состоит в том, что он задуман как проект сохранения и развития народных промыслов адыгов, кузница будущих настоящих черкесов и черкешенок. Дети здесь не просто отдыхают, а окружаются всем адыгским - начиная от питания и участия в национальных детских играх и вечерах адыгской песни, встреч со знаменитостями, заканчивая собственноручным созданием адыгэ Iанэ, шыкIэпщынэ, кушъэ и т.д.

На днях по приглашению Аслана Негуч и при содействии главы района З.А. Хамирзова  возможность окунуться в этот прекрасный мир адыгского получили учащиеся 7 класса СОШ №4 а. Хачемзий. Открытый урок, организованный для них, стал настоящим праздником.

После встречи своих юных гостей и экскурсии по заповеднику адыговедения, Аслан Негуч собрал их вокруг костра и рассказал о таких традиционных институтах адыгов, как хьакIэщ, пшъэшъэ унэ, зекIо и т.д. После он предложил детям посадить дерево - самое святое и благородное дело каждого адыга в прошлом. С удовольствием и мальчишки, и девчонки приняли участие в высадке тюльпанового дерева.

Затем народный умелец проверил мастерство девчат, которые с завидным энтузиазмом и умением сделали заготовки для щэлам. Готовили их на открытом огне вместе с активистом «Адыгэ-Хасэ» Сафербием Коблевым даже мальчишки.

Неожиданным сюрпризом для учащихся стал визит всадников, которых они встретили горячими щэлам и чаем. Те, в свою очередь, отблагодарили их прогулками верхом на лошадях.

Не лишним будет отметить, что успели наши ученики подружиться с работниками ГТРК «Адыгея» и даже дали интервью одной из самых известных телеведущих республики Замире Беданоковой.

Ну, а центральным мероприятием этой поездки стало изготовление традиционного адыгского музыкального инструмента – пхъэкIыч. Заранее Аслан Негуч предупредил:

- Запомните, что пхъэкIыч – это исконно адыгский инструмент и не переводится на другие языки. Термин «трещотка»  не подходит в корне для обозначения этого инструмента. Нам с вами важно сохранить эндемичность пхъэкIыч даже в названии. (Мастерский педагогический прием).

Приготовленные заранее заготовки дети доводили до совершенства, придавая поверхности каждой досточки идеальную гладкость. Затем они были соединены специальным узлом. С песнопением и рассказами о видах пхъэкIыч, способах их изготовления, дети впитали в себя и умение их создавать.

В восторге учащиеся были и от чынэ – адыгской зимней детской игры, которую продемонстрировал А. Негуч. А в конце семиклассников ждал еще один приятный сюрприз – катание на лодках.

Нельзя не отметить, что каждое из мероприятий дети проводили с комментариями бысыма, который подчеркивал важность старательного выполнения любой деятельности – как учебы, так и помощи родителям в огороде,  соблюдении традиций и обычаев и т.д.

Запомнили ли дети все эти слова - несомненно! Ведь они были вплетены в замечательную канву практической деятельности, а также ярких, незабываемых эмоций. И хотя ученики в этот день познакомились лишь с крохотной частичкой адыгского мира, несомненно, любовь к нему у них укрепилась, а приобретенные знания запечалятся в детской памяти надолго.

Завершить же эту статью хочется словами одного из учителей нашей школы, выразившей общее мнение: «Спасибо за то, что есть такие люди. За огромное, доброе сердце, за тонкую душу, за неравнодушие». Эти строки посвящены уважаемому Аслану Негуч. Тхьауегъэпсэу, Аслъан, тхьам джыри бэрэ уижьау тычIегъэт!

С. Сиюхов,

учитель МБОУ СОШ №4 а. Хачемзий.