Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Материнство и детство /
Профориентация справедливо считается одним из важнейших средств интеграции детей-инвалидов в общество. Это сложная, многогранная работа, за которую следует приниматься, как только человек начинает задумываться о выборе профессии. Задача профориентации - выявить наиболее подходящие виды труда. И помочь в этом могут специалисты, в первую очередь, психологи.
15 августа на базе МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль в рамках мероприятий августовского совещания педагогических работников МО «Кошехабльский район» прошло заседание участников трека № 4 по теме: «Система организации профессиональной ориентации обучающихся», в котором приняли участие педагоги-психологи детских садов и школ района совместно с социальными педагогами.
На заседании его участники поделились опытом работы по осуществлению профориентационной деятельности для детей-инвалидов.
Мною, руководителем районного объединения педагогов-психологов Анисет Шхамбиевной Хиштовой, было рассказано о личном опыте работы с детьми-инвалидами и используемых в работе с данной категорией детей ресурсами.
Подростку со статусом «ребенок-инвалид» не всегда легко определиться с будущей профессией. На помощь приходят педагоги, психологи и близкие люди. Основной шаг на пути к будущей профессии - профессиональная консультация. Специалист выявит физиологические и психологические особенности, расспросит об интересах и подберет область, подходящую работнику по медицинским и психологическим требованиям. А еще подскажет, на какое направление лучше поступить в колледж или вуз. В профориентационную работу с особыми подростками наряду с психологом (педагогом-психологом) включаются и другие специалисты: тьютор, социальный педагог, учителя, педагоги допобразования. Так, тьюторы способствуют развитию профессиональных интересов и мотивации своих подопечных, учителя и педагоги допобразования знакомят с различными видами труда. Социальные педагоги помогают составить реалистичную картину будущей профессии и при необходимости корректируют самооценку подростков.
Всеобщая задача - организовать адаптированную для детей с ОВЗ образовательную среду и систему профориентационного сопровождения, способствовать построению индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечить доступность индивидуальных занятий с психологом, логопедом и дефектологом.
При оценке возможности овладеть той или иной профессией в каждом случае учитываются как медицинские критерии (характер и течение заболевания, степень компенсации нарушения, прогноз состояния), так и социальные: образование, профподготовка, предполагаемый характер и условия труда.
С учетом психологических и возрастных особенностей детей выделяют несколько этапов профориентационной работы:
В младшей школе задача педагога - помочь формированию у своих учеников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе. Педагоги стимулируют в своих подопечных включенность в различные виды деятельности: социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- В 5-7 классах упор делается на развитии интереса к профессиональной деятельности.
-Ученики 8-9 классов уточняют свой образовательный запрос в ходе факультативных занятий, а групповые и индивидуальные консультации постепенно подводят к решению о выборе того или иного профиля обучения.
- В 10-11 классах основной упор делается на оценке готовности к выбранной деятельности, формировании профессиональных компетенций, а при необходимости - коррекции профессиональных планов.
Ведущая роль в выявлении склонностей принадлежит учителю, но самое сильное и длительное влияние на выбор будущей профессии оказывает семья. Родители - первые воспитатели и советчики ребенка, они лучше, чем кто-либо другой, знают устремления своих детей, их способности и особенности. Поэтому подмечать интересы и склонности своего ребенка, направлять и развивать их необходимо с раннего детства.
В ходе заседания педагог-психолог МБОУ СОШ №7 Замират Казбековна Шишхова поделилась опытом работы с детьми в своей школе, своими наблюдениями, рассказала о сложностях работы с данной категорией. Привела примеры, как можно доступно донести до ребенка ту или иную информацию, используя видеоролики о современных видах профессий.
Педагог-психолог МБОУ СОШ №5 Фатима Рамазановна Кемечева рассказала, как она организовывает работу с родителями детей-инвалидов и какую психологическую поддержку оказывает школа в воспитании детей-инвалидов.
Изначально с профессиями дети-инвалиды начинают знакомиться в детсадовском учреждении. Педагог-психолог Замира Асланбиевна Измайлова поделилась опытом, как в ДОУ знакомят деток с миром профессий с помощью сюжетно-ролевых игр, сказок, кукольных или театральных постановок. Активное участие в этом принимают и родители, которые в игровой форме рассказывают детям о профессии.
Данная встреча позволила еще раз найти точки соприкосновения совместной работы в поддержании детей-инвалидов.
А. Хиштова,
педагог-психолог МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль, руководитель РМО.