Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Все новости /
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев…Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, который должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.
Рассказывайте детям о том, как богата и прекрасна наша планета, и что у нее есть свои законы. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача взрослых – помочь ему обрести сугубо «человеческое видение» мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры.
Уже в самом раннем детстве он копирует эмоции и поступки близких, изучает поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
Какими приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе? Давать возможность полнее воспринимать природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами. В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия.
Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Важно научить детей замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д. Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.
Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период. В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу!
З. ЕШЕВА,
воспитатель МБДОУ №1 а. Кошехабль.