Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести

О тех, кто рядом   /

Черкесская культура коневодства

13:40 - 16.06.2021

Старшее поколение в Кошехабльском районе с величайшим удовлетворением отмечает возросший интерес и тягу молодежи к содержанию лошадей. Отрадно отметить, что для части молодежи в адыгских аулах содержание скакунов стало атрибутом престижа и гордости. Наши всадники принимают активное участие как в конно-спортивных состязаниях, так и в общественно-политических мероприятиях района. С особой благодарностью хотелось бы отметить молодых наездников из аулов Кошехабль, Блечепсин, Ходзь, Егерухай и Хачемзий , которые ежегодно участвуют в конных переходах, приуроченных ко Дню адыгского флага и Дню памяти и скорби по жертвам Кавказской войны, в многодневных конных переходах по РА и Краснодарскому краю, включая населенные пункты причерноморских шапсугов. Гордимся и участниками показательных конных мероприятий в г.Санкт-Петербург. И речь здесь идет не о профессионалах-коневодах, а об обычных аульских ребятах, содержащих лошадей в домашних условиях.

Учитывая возросший интерес к скакунам, хотелось бы напомнить историю коневодства в Черкесии.

Истоки адыгского коневодства уходят корнями в древнейший исторический период. Адыгский этнос сохранил за собой первенство по многим аспектам коневодства и наездничества. Черкесия была территорией с высоким уровнем коневодческой традиции. Слава искусных коневодов и всадников сопутствовала адыгам вплоть до ХХ столетия. Породы верховых коней, выведенных в Черкесии, обладали лучшими качествами и очень высоко оценивались на внешнем рынке. Сила и выносливость, особенно кабардинских лошадей, превосходили намного других. Они могли свободно преодолевать расстояние более 100 км без корма и отдыха в любых дорожных условиях.

В дореволюционный период в экономической жизни адыгов коневодство занимало важнейшее место. Оно было любимым занятием народа, его душой и гордостью. Наибольшее распространение у адыгов имели следующие породы лошадей: адыгская (адыгэш), донская (къэзэкъыш), русская (урысыш).

Среди адыгской породы лошадей наиболее известными были кабардинская (къэбэртэеш), темиргоевская (кIэмгуеш), горская (къушъхьаш) равнинная кубанская (кубаныш). В свою очередь каждую породу делили на несколько разновидностей. Самыми известными были шоолох, бечкан, крымшокал, куденет, жерешти (абэкъу). Особую разновидность конских пород составляли хагундоко, шеджароко, ачатыр, трам. Названия этих пород исходят от конезаводчиков, которые их разводили. Это Трамовы, Хагундоковы, Куденетовы, Абуковы, Тамбиевы, Атажукины, Анзоровы, Кубатовы, Болотоковы, Лоовы, Хатукай, Каноковы и др.

До начала Кавказской войны на Северном Кавказе существовало 94 конезаводчиков со своим тавром (клеймом), которые служили гарантом породистых лошадей. Все лошади пользовались высоким спросом как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Самыми распространенными и лучшими считались шоолох и бечкан. Первые отличались резвостью и внешней привлекательностью. Это были скаковые лошади для охоты и джигитовки. Порода бечкан использовалась для продолжительных походов и состязаний (шыбгъэ зэгъэзау). Самыми красивыми считались лошади породы жерешти, но они менее выносливы. Их дарили воспитаннику по обычаю аталычества.

Многие зарубежные путешественники по Кавказу не раз отмечали, что лошадь в прямом переводе означает брат (шы). Черкесы до тонкостей и каждой мелочи знали секреты содержания, управления ими и наездничества. Один из великих секретов заложен в доброте – лошадь никогда не бьют, ее дух остается не искалеченным, привязанность и преданность хозяину остаются неослабленными. Добрая черкесская лошадь не боится ни огня, ни воды.

Черкесы никогда не пользовались шпорами, а применяли тоненькую плеточку с плоским куском кожи на конце, который не причинял вреда и боли лошади. Седло изготавливали по-особенному, с определенными требованиями, чтобы оно было не в тягость лошади, не повреждало спину в изнурительных походах. В силу особенной страсти адыгов к наездничеству был выработан особый род седла, который сильно отличался от всех

остальных. Он назывался кабардинским или черкесским. Так, деревянные части изготавливались из самых твердых пород – карагача, клена, орешника, березы. Металлические части седла – стремянка, пряжки для стремян и подпруги, уздечки и прочие изготавливались профессиональными мастерами кузнечных и шорных дел.

Как и сами кабардинские лошади, принадлежности наездничества тоже пользовались большим спросом в России, Турции, Греции, Дагестане, Чечне, Персии, Азербайджане, Грузии, арабских и многих европейских странах.

Молодых людей в Черкесии обучали не только наездничеству и уходу за лошадьми, но и воинским навыкам, обязательным ключевым установкам Адыгэ Хабзэ – верности, вежливости, человечности, правдивости. Особенно недопустимым было проявление неуважения к старшим по возрасту, женщинам, гостям. Не допускалось стремление к роскоши во всем (кроме оружия и доспехов), то есть еще в молодости закладывался нравственный облик.

Своеобразным экзаменом для молодежи были военные состязания, проводимые на свадьбах и других больших праздниках. Конные состязания без седла, стрельба из лука и ружья на скаку в любом положении, джигитовка.

К великому сожалению, с годами коневодству был нанесен непоправимый урон. Катастрофически снизилось поголовье, прекрасные племенные табуны были проданы в разброс. Основы содержания и выращивания высококлассных пород лошадей были утрачены.

Сейчас в основном сохранились разновидности кабардинской породы шагди без учета чистокровных лошадей, находящихся у профессионалов.

Возврат к истокам содержания лошадей на бытовой основе – это генетический аргумент, подтверждающий приверженность адыгов к коневодству и связанным с ним требованиям к адыгскому всаднику, доблести и чести.

Осмысленно описать в коротенькой статье историю коневодства черкесов, приверженность к содержанию лошадей, наездничество, атрибутику воина-всадника не представляется возможным. Многовековая история коневодства в Черкесии оставила глубокий исторический след, является величайшим наследием народа. И мы должны этим гордиться!

А. НЕПШЕКУЕВ,

председатель Кошехабльского районного ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент».