Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
О тех, кто рядом /
Доярка. Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина еще в незапамятные времена доить коз и коров, не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы и кружка с молоком…
О людях этой профессии снимали кинофильмы, им посвящались песни и стихи. Везде прославлялся образ румяной, молодой девушки в косыночке. Но на этом романтика доярки заканчивается…
Более двадцати лет посвятила работе в колхозе Шафигат Нурбиевна Шовгенова (Тхакушинова) из аула Блечепсин. Тихая, скромная женщина с натруженными руками и живыми искрящимися глазами, о себе говорит неохотно. Она уже давно на пенсии, но трудовые будни не забывает:
– Рабочий день на ферме начинался затемно. В 4 часа утра мы спешили на ферму, чтобы подоить коров, напоить телят. Но до этого надо было еще вручную убрать навоз, затем каждой корове сделать подстилку из соломы, вымыть вымя тщательно, чтобы молоко было чистым и только затем руками подоить буренку. За каждой из нас было закреплено 20 голов скота. На дойку уходило 2,5-3 часа. Доили 3 раза в день. А после дойки надо было еще и силос коровам раздать, и разные подкормки, и между кормушками расчистить, убрать навоз в проходах между стойлами, посыпать опилками пол. И все это делалось вручную, механизмов на ферме тогда никаких не было. Гоняли коров на водопой, потом обед, час передышки. И опять дойка.
Работа доярки тяжелая, зимой коров выгоняли в загон под открытое небо на 1-1,5 часа на прогулку, затем каждую из коров нужно было загнать и пристегнуть на свое место. А в летнее время труд доярок становился еще сложнее, так как животные были все время на воздухе, искусанные насекомыми. Доили, присев на корточки или на колени. К концу работы руки немели, будто перетащили сотни килограммов груза. Несмотря на свой тяжелый труд, Шафигат Нурбиевна любила свою работу, знала всех своих коров по кличкам, повадкам, надоям, жирности молока. Переживала за них, сама принимала телят, выхаживала их, давала клички. Она и сегодня убеждена, что работать на ферме могут и должны люди, любящие животных: «Коровы, как люди, у каждой свой характер, с каждой надо найти общий язык. Очень хорошо чувствуют ласку и заботу, а еще – настроение. Если доярка нервничает, то и буренка не стоит спокойно, головой мотает, ногами „перебирает“, может и ударить. Взволнованная корова дает меньше молока, - говорит доярка со стажем.
Там же, в автоколонне колхоза, трудился и супруг Шафигат Амербий Масхудович. С раннего детства приученные к труду, они ни минуты не сидели без дела, всецело посвящая себя работе в колхозе и воспитанию четырех дочерей и сына.
Наша героиня шутит, что за эти трудовые годы у нее накопилось столько воспоминаний, что книгу можно написать! С рассвета и до заката в постоянной круговерти прошли годы крестьянской жизни Шафигат Шовгеновой. Ручной труд не прошел для нее бесследно, ноют суставы на руках, беспокоят боли в ногах. Но несмотря на то, что работа ее была совсем не из легких, она все равно по ней скучает.
– Я бы рада продолжать работать, только здоровье уже не то, что раньше.
Некоторое время Шафигат Шовгенова трудилась поваром в том же колхозе, всегда стараясь накормить работников сытным, разнообразным обедом.
Сейчас же наша героиня богатая мама и бабушка. У нее пятеро детей и 8 внуков. Так что, скучать ей не приходится. И несмотря на проблемы со здоровьем, без дела никогда не сидит, а помощь по дому оказывает любящий сын Заур, который так же, как и его родители, связал свою жизнь с сельским хозяйством.
Э. ЧЕМБОХОВА.
Фото Х. Фокотлева.