Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести

О тех, кто рядом   /

Жизнь, отданная искусству

10:59 - 18.10.2021

В продолжение нашей традиционной рубрики речь пойдет о выдающемся композиторе, чье имя гордо носит одна из улиц его родного аула Ходзь – Умаре Хацицовиче Тхабисимове. О его жизни и творчестве писали многие известные журналисты, писатели, музыковеды, композиторы. Он является целой эпохой в адыгской музыке, с чьим именем  связаны лучшие страницы адыгейской музыкальной культуры.

Детские годы будущего композитора, музыкальные способности которого проявились очень рано, прошли в ауле Ходзь. Первыми музыкальными впечатлениями были народные песни и танцы, звучавшие на гармошке в исполнении старшей сестры Кадырхан. Уже в пятилетнем возрасте мальчик сам научился играть на гармошке, подбирая запомнившиеся народные мелодии. К десяти годам Умар, как гармонист, достиг больших успехов и его стали приглашать на свадьбы. Природа наделила его прекрасными музыкальными данными: слухом, музыкальной памятью, чувством ритма.

Его давнюю мечту поступить в музыкальное училище не одобрял отец, который считал, что музыка не мужское дело. По направлению в райвоенкомат он поступил в кавалерийское, затем Тамбовское артиллерийское училище и стал командиром артиллерийского взвода.

Довелось Умару Тхабисимову пройти дорогами войны от стен Ленинграда до Берлина, за что был награжден орденами и медалями. Буквально за две недели до окончания войны он был тяжело ранен. После длительного лечения, в 1946 году демобилизовался в родной аул и начал работать директором и худруком местного Дома культуры. После был переведен в Кошехабльский ДК директором. Умар Хацицович сумел создать прекрасные коллективы: ансамбль песни и танца, слава которого гремела на всю область и Краснодарский край, а также хор и танцевальную группу.

Умар Тхабисимов, не получив систематического музыкального образования, только благодаря своему большому таланту, упорству и целеустремленности овладел композиторским мастерством. Много ездил по Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, записывая адыгские народные мелодии, слушая лучших исполнителей-певцов, гармонистов. Его первые сочинения «Песня чабана», «Письмо солдату», «Си Габидет», исполненные самим автором в Москве на декаде адыгейской литературы и искусства, имели огромный успех.

Творческие встречи, общение с видными писателями, большими знатоками адыгского фольклора, какими являются Тембот Керашев и Алим Кешоков, оказали огромное влияние на формирование и становление композитора. Умар Хацицович обладал прекрасным драматическим тенором с большим диапазоном, необыкновенно красивым тембром, а о его великолепных артистических данных невозможно говорить без восторга. Он, действительно, был рожден для музыки. В одном лице – певец, композитор, музыкант (аккордеонист) – так щедро природа наделила талантом Умара, который в своих произведениях сумел передать многогранность адыгского характера, глубину внутреннего мира и воспеть красоту родной земли. Его творческое наследие составляет более 600 произведений, многие из которых получили широкое признание в России и многих зарубежных странах. Бесспорными жемчужинами творчества У.Х. Тхабисимова являются песни «Синан», «Твои глаза», «Танцует Нальмэс», «Белая лебедь», «Моя Адыгея», «Навеки с Россией», «Благодарю», «Свадебная», «Адыгея родная моя» и т.д.

Творчество композитора вышло далеко за пределы родной земли, достигло сердец адыгской диаспоры за рубежом, которая через его произведения имела возможность прочувствовать атмосферу духовной жизни адыгского народа. Оригинальная и яркая по своему стилю, его музыка обошла около пятидесяти стран мира. Оставаясь национальным композитором, он значительно расширил  рамки народной адыгской песни и создал новую самобытную адыгскую песню XX века.

Пожалуй, редко встретишь ансамбль в Адыгее, КБР, КЧР, в репертуаре которого важное место не занимали бы песни Умара Тхабисимова. Их исполняют профессиональные певцы, его песни слушают в странах Ближнего Востока, они звучат в Дамаске, Стамбуле, Каире и т.д. Его одинаково любят и чтят в Турции, Сирии, Иордании, Германии – везде, где проживает адыгская диаспора. Многие его песни стали народными, вошли в золотой фонд нашей музыкальной культуры и являются гордостью адыгского народа. Умара Хацицовича по праву можно считать основоположником адыгской современной музыки, которая радует и всегда будет радовать народ, ради которого он жил и трудился.

А. ЕМЫКОВА.