Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Официально   /

О поправках в Конституцию

10:18 - 16.04.2020

Независимые эксперты подтверждают — изменения в действующую Конституцию вносятся в установленном порядке, без каких-либо нарушений, конституционная процедура полностью соблюдена. О том, из чего это следует, рассказала председатель Корпуса «За чистые выборы» по РА, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Расита Шикова.

Конституционный суд РФ признал законным внесение поправок в Основной закон страны. В заключении КС РФ говорится: «Порядок вступления в силу ст.1 закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» соответствует Конституции Российской Федерации». Заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования. О чем в данном случае идет речь и в чем важность процедуры плебисцита для граждан, наделенных избирательным правом?

— Существующий порядок внесения поправок в Конституцию реализуется посредством принятия отдельного федерального конституционного закона. В данном случае по инициативе главы государства вдобавок к сохраняющемуся конституционному порядку внесения поправок (это рассмотрение и принятие в обеих палатах парламента, утверждение региональными парламентами, подписание президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан по данному вопросу — общероссийское голосование. Именно итоги волеизъявления граждан станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Это свидетельствует о демократическом характере предлагаемых преобразований, — рассказала Расита Шикова.

Как поясняет эксперт, правовые основания проведения общероссийского голосования соотносятся с ключевыми демократическими принципами нацио­нальной правовой системы. Порядок и отведение роли самой процедуры в принятии или непринятии поправок были закреплены в проекте закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», который проходит все этапы рассмотрения, обсуждения и принятия в соответствии с законом.

— Организатором голосования выступает вся система избирательных комиссий, продемонстрировавшая серьезный шаг на пути совершенствования избирательного законодательства и процесса, создавая тем самым условия для наиболее открытой, прозрачной и законной реализации электоральных процессов — создания институтов выборов в стране на всех уровнях для осуществления избирательных прав граждан. Использование положительного и прогрессивного опыта избирательной системы позволяет обеспечить максимальную легитимность процесса, отразить реальную волю гражданского общества, — пояснила Расита Шикова.

Окончательное решение о вступлении в силу поправок в Конституцию принимается только после оглашения результатов общероссийского голосования. Это подчеркивает полноценную и ключевую роль демократических институтов и реализацию принципа народовластия в данном процессе. Тем самым происходит институционализация — закрепление практики голосования граждан по важнейшим государственным вопросам в дальнейшем.

Как подчеркнула председатель Корпуса «За чистые выборы» по РА, открытость процедуры голосования заключается в ходе подготовки и проведения общероссийского голосования, в котором примут активное участие институты и структуры гражданского общества. Институт общественного наблюдения в ходе данной кампании становится важнейшим инструментом признания легитимным результата волеизъявления россиян. Практический опыт участия общественных наблюдателей в контроле и мониторинге за соблюдением прав граждан позволит минимизировать возможность посягательств на демократические принципы и свободы граждан.

В этом отношении стоит вспомнить о том, насколько массовым и всеобъемлющим стал процесс обсуждения инициированных главой государства конституционных поправок, прозвучавших в Послании Федеральному собранию.

— Широкое профессиональное обсуждение, инициирование и выработка общественностью предложений по содержанию поправок к Конституции, а также факт непосредственного включения значительной части этих предлагаемых изменений в законопроект свидетельствуют, в свою очередь, о потребности гражданского общества в выражении своей позиции по вопросам государственного строительства, — говорит Расита Шикова.

По словам эксперта, в данном случае ключевым среди нововведений становится вызванное политической целесообразностью перераспределение функций и ответственности между ветвями власти. В частности, это расширение полномочий Госдумы, российского парламента, что доказывает прозрачность и ясность, динамичность системы, ее способность сохранять внутреннюю стабильность и реагировать на вызовы времени.

Подобные формы волеизъявления проводятся и в других странах. Плебисцит является тенденцией современности и свидетельством высокой политической культуры власти и общества.

— Выбор формы преобразования Основного закона зависит от множества факторов. Любые утверждения о наличии неких универсальных правовых стандартов в данном случае подразумевают откровенное лукавство. Так, принято считать, что в идеале изменение Конституции предполагает с точки зрения норм международного права обязательное проведение референдума. Но в Конституции США, например, институт конституционного референдума отсутствует в принципе. Поправки в Конституцию Соединенных Штатов может вносить либо Конгресс (при условии ратификации на уровне штатов), либо Национальный Конвент. Однако при этом данный Конвент никогда не созывался, и в национальном законодательстве США отсутствуют нормы, регламентирующие его проведение. В свете этого становится очевидным — любые попытки оценить про­цеду­ру внесения поправок в Конституцию РФ с позиции неких «общепринятых норм и стандартов» представляют собой фикцию, — констатирует Расита Шикова.