Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Сельское хозяйство   /

Так создавалась МТС

14:09 - 26.01.2022

Более 50 лет назад редакция районной газеты, которая в то далекое время называлась «Путь Ильича», получила письмо из города Меленки Владимирской области от Григория Архиповича Мороза.  Он был в числе 25 тысяч коммунистов, мобилизованный партией для работы в деревне. Его направили в Адыгею, и попал он в Кошехабльский район, в Адыгейскую МТС (машинно-тракторную станцию). Здесь он проработал около трех лет. Он помнил имена тех, с кем преобразовывал наш район, строил новую жизнь.

Вот что он писал  51 год назад в нашей районке:

«Я, как член партии, был мобилизован Грозненской парторганизацией  и направлен вместе с товарищами в Адыгейскую автономную область. В феврале 1930 года нас, шестерых грозненских, откомандировали в Кошехабльский район. Я проработал в течение двух месяцев пропагандистом в Вольненском сельсовете, участвовал в организации колхоза. Затем меня отозвали в Кошехабль, где была организована Адыгейская МТС. Здесь ожидалось прибытие тракторов.

Наконец получили технику, набрали из местных жителей трактористов, создали бригады. Мне доверили руководство первой тракторной бригадой.

Директором МТС в  то время  был товарищ Пирогов. Впоследствии его заменил Измаил Агержаноков – житель Кошехабля. Помощником мне назначили Михаила Плотникова, заместителем - Батырбия Агержанокова. Помощником по  технической части был Мату Желеготов.  В нашей бригаде работало немало хороших местных ребят, фамилии которых, к сожалению, не помню. Была у нас  и трактористка - девушка Нюра Чухлебова. Вот с ними мы на стальных конях поднимали целину, строили новую жизнь. Нелегко было работать без электроосвещения на тракторах. Но и здесь мы нашли выход – повесили на машины керосиновые фонари «летучая мышь» и продолжали пахоту в две смены. Жили  под открытым небом. Несмотря на трудности, мы с честью справились с весенним севом, и наша машинно-тракторная станция получила  в виде премии комбайн «Адванс-Румели».

К уборочной страде мы получили  электрооборудование, установили его на тракторы. Работать стало легче, механизаторы трудились с большим подъемом.

С тех пор прошло много времени. Но мне хотелось бы, чтобы молодое поколение помнило о тех, кто не жалел сил для  построения новой жизни на селе, о событиях, свидетелем и непосредственным участником которых мне довелось быть.

Передаю привет и добрые пожелания всем кошехабльцам, знающим и помнящим меня.

Г. Мороз».

Получив такое письмо, журналисты местной газеты разыскали старых механизаторов, работавших в то далекое время в МТС, и вот что выяснилось.

Измаил Тахович Агержаноков на протяжении многих лет занимал руководящие должности. Он работал в милиции, заместителем директора, позже директором МТС, председателем Кошехабльского сельского Совета, возглавлял местный колхоз «Трудовой гигант». Последние годы до ухода на пенсию трудился в лесничестве.

Измаил Тахович очень много сделал для улучшения условий работы механизаторов МТС. При нем были построены ремонтная мастерская, административное здание и другие помещения.

Одним из первых жителей аула Кошехабль, связавшим свою жизнь с техникой, был Батырбий Борович Агержаноков. Еще в 1928 году он работал на «Фордзоне», затем наш земляк был старостой курсов трактористов, открывшихся при МТС. Потом его назначили заместителем бригадира, позже – участковым механиком. На этой должности проработал до 1949 года, пока не ушел на пенсию.

Почти всю жизнь был связан с техникой  и Мату Якубович Желеготов. Он окончил курсы трактористов, был заправщиком первой бригады, работал механизатором до войны, в послевоенное время трудился в «Заготзерно» в качестве моториста.

Одними из первых механизаторов МТС были Ибрагим Магометович Бжассо и Кушук Магометович Хагауджев. Первый долгое время был механизатором, а второй – бригадиром. Они хорошо помнили автора вышеизложенного письма, тех людей, которые трудились в те годы в МТС. Ветераны труда вспоминали, что это было время, наполненное романтикой созидания. Молодежь непреодолимо тянуло к технике. В одном только 1930 году курсы трактористов окончило около 30 человек. Среди них были А. Бжассо, А. Бженбахов, И. Карданов, П.Тлюпов и другие.

Помнили ветераны и Михаила Плотникова, который впоследствии, по некоторым данным, погиб в годы Великой Отечественной войны.

Со временем МТС стала районным объединением «Сельхозтехника». При этом изменилось не только наименование организации, но и ее функции.

За годы ее существования она оказала огромную помощь сельским труженикам в решении больших социально-экономических задач.

А. ТЕНГИЗ.