Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести

Спорт   /

«ЗОЛОТЫЕ» КИЛОГРАММЫ МУХАРБИЯ

10:11 - 12.01.2019

…Маленький, порванный во многих местах, пахнущий рыбой и тиной бредень двое крепышей с трудом тащили по рукотворной Псыарыщ. И хотя своенравная речушка с неохотой отдавала своих обитателей – пескарей с детскую ладошку, подростки не оставляли попытку пополнить ржавое ведро. Поражало упорство и настойчивость одного из них – Мухарбия Киржинова, нашего заводилу и авторитета начала 60-х годов

Это из далекого, беспечного и босоногого детства.

…1972 год. В то мгновение, когда на электронном табло вспыхнули цифры «177,5», вместительный, сверкающий неоновыми лампами зал павильона ярмарки замер. Еще никто в мире в легкой весовой категории не поднимал столь внушительного, поистине фантастического веса. А к сверкающей громаде металла подошел ладно скроенный, спокойный темноволосый парень. Многотысячный зал замер в ожидании. Несколько секунд потребовалось, чтобы окунуть ладони в магнезию, поправить широкий ремень, на котором было выведено число «460». Именно столько в неполные 24 года аульский паренек, уроженец Кошехабля поставил себе задачу набрать в троеборье. И вот переполненный зал буквально взорвался аплодисментами. Своды его, казалось, сейчас рухнут. Советский атлет Мухарбий Киржинов установил сразу три мировых рекорда – в толчке и сумме классического троеборья – 460 килограммов.

Между двумя этими эпизодами - годы учебы в школе, изнуряющие прополки кукурузы и сахарной свеклы в ученических производственных бригадах, сенокосы, помощь родителям по хозяйству. Как сын потомственных хлеборобов он не чурался никакой работы.

После школы - Саратовское профтехучилище, работа в Краснодаре, служба в армии и, конечно же, бесчисленные тренировки в спортивных залах многих городов.

Из воспоминаний Владимира Степановича Стогова – советского тяжелоатлета, многократного чемпиона мира и Европы, призера Олимпийских игр, тренера Мухарбия Киржинова.

«Это был прирожденный тяжелоатлет. Меня всегда поражали его настойчивость, требовательность к себе, желание сделать все, что от него требовалось качественно».

Сейчас и не сосчитать, сколько сотен тонн металла поднял он на тренировках, через сколько горнил отборочных испытаний прошел будущий олимпиец. Поистине тернистыми были для него дороги к успеху – громкому, как весенний гром, и незабываемому, как первая юношеская любовь.

Годы берут свое. Передо мной уже далеко не тот юнец из нашего детства. В глазах у собеседника подкупающее спокойствие и какая-то осенняя грусть: то ли от воспоминаний о покинувших этот мир близких людях, то ли об ушедшей молодости. Беседовали мы с ним шесть лет назад в уютной комнате. На стене было развешано огромное количество медалей, завоеванных на чемпионате мира, Европы, Спартакиаде народов СССР! В углу, на тумбочке, - главная награда в его нелегкой спортивной жизни – мюнхенская золотая медаль. Я не удержался и задал ему несколько вопросов.

- Мухарбий, детство наше мы провели вместе. Ушли в прошлое рыбалки, купание лошадей, ученические производственные бригады. Если бы к тебе вернулась молодость, пошел бы ты по нелегкому спортивному пути?

После некоторого раздумья в глазах его появился такой знакомый мальчишеский блеск.

- Наверное, да. Пойми меня правильно - спорт дал мне возможность побывать и выступать во многих городах Советского Союза, Европы и мира. Благодаря тяжелой атлетике у меня появилось большое количество друзей. Среди них легендарный Василий Алексеев, спортсмен-легенда, с которым я неоднократно выступал на многих соревнованиях. Он двукратный чемпион мюнхенской и монреальской Олимпиад, восьмикратный чемпион мира и Европы, семикратный чемпион СССР. На его счету 79 мировых и 81 рекорд СССР. Заслуженный мастер спорта СССР. Выступал во втором тяжелом весе. К сожалению, в 2011 году он скончался. Я ездил на его похороны в г.Шахты Ростовской области. Попрощаться с великим спортсменом приехали его друзья со многих уголков СССР.

- Расскажи, пожалуйста, читателям нашей газеты о своем спортивном пути.

- Начинал в родном ауле, вместе с любителями штанги – Русланом Санашоковым, Алием Мекуловым, Мухарбием Гидзовым, Айдемирканом Ордоковым и другими. У меня и у моих сверстников были в то время свои кумиры – выдающиеся штангисты – Юрий Власов, Леонид Жаботинский и другие. В советское время соревнования тяжелоатлетов часто показывали по телевидению. А регулярно я начал заниматься тяжелой атлетикой в Саратовском профтехучилище, куда поехал учиться на механизатора широкого профиля. Но и в это время я не думал становиться профессиональным спортсменом. Просто хотелось побыстрее вернуться домой и помочь своим близким – матери, сестрам и брату. Но настойчивость тренеров, которые убедили меня в том, что при профессиональном отношении к делу из меня может получиться хороший спортсмен, сделали свое дело. Я посвятил свою жизнь спорту.

- Когда появились значительные успехи?

- В 1966 году в весовой категории «60 кг» я занял первое место в первенстве юга России. После этого попал в поле зрения тренеров сборной СССР. А окончательно в меня, думаю, поверили в 1968 году, когда я выиграл первенство СССР среди юниоров в весе 67,5 кг. Через год на турнире «Олимпийская надежда» во Львове снова победа, и я стал членом юниорской сборной СССР.

- Какое значимое событие в твоей жизни предшествовало мюнхенской Олимпиаде?

- Думаю, что Чемпионат мира в 1971 году в южноамериканской стране Перу. Там я стал чемпионом мира в толчке, установил рекорд мира. В том же году выиграл Спартакиаду народов СССР. После этого я понял, что у меня появился шанс поехать на Олимпиаду.

- Помнишь ли ты спортсменов, с которыми вел борьбу в Мюнхене?

- Конечно, забыть их невозможно. Кучев был чемпионом Европы, Башановский – двукратным Олимпийским победителем, Качмарек не раз вносил поправки в таблицу мировых достижений. Кроме них были еще и иранец Н. Дахнави, японец М. Като и другие.

В ходе мюнхенской Олимпиады случился забавный казус. Военнослужащий США лейтенат А.Бэрд, считавшийся специалистом по моральной «обработке» солдат и знатоком проблем Востока, привел солдат в зал, где Мухарбий должен был оспаривать первенство среди штангистов легкого веса. Задолго до начала соревнований Бэрд решил показать солдатам, как американский патриотизм поможет штангисту США Д. Канторе одержать победу над представителем СССР – младшим лейтенантом Мухарбием Киржиновым. Но уже с первого движения стало ясно, что Канторе слаб, что бороться с Киржиновым ему не под силу. В жиме он оказался лишь девятым. Теперь Бэрд уже не говорил о патриотизме, который поможет Канторе одержать верх над советским армейцем. И тут он решил поставить все с ног на голову. Лейтенант вдруг стал говорить о существующей якобы дискриминации в советском  спорте. Киржинов, мол, и выигрывает потому, что он русский. По Бэрду выходило, что в  Советской Армии солдатам других национальностей, кроме русских, запрещено даже подходить к спортивным площадкам. Словом, «знаток Востока» делал все, чтобы приуменьшить эффект победы Киржинова, которая произвела на всех большое впечатление. По дороге в часть американцы решили перекусить в небольшом кафе, что рядом с пресс-центром. Бэрд и здесь продолжал развивать свою мысль о якобы имеющем место в Советской Армии ущемлении прав спортсменов национальных меньшинств. Выпив несколько рюмок, он уже чуть ли не на все кафе утверждал, что вообще среди советских чемпионов только одни русские. Сидевшие неподалеку журналисты из Латинской Америки заметили лейтенанту, что он не прав. Бэрд заспорил и даже предложил пари: если он ошибся, то тут же пострижется наголо. Электронная машина выдала сведения: Мухарбий Киржинов, офицер Советских Вооруженных Сил, 23 года, по национальности адыгеец, родился в ауле Кошехабль Адыгейской Автономной области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Латиноамериканские журналисты тут же притащили откуда-то огромные ножницы для стрижки овец и под смех собравшихся принялись укорачивать прическу лейтенанту армии США…

- Кому, по-твоему, ты обязан своими спортивными достижениями?

- В первую очередь, конечно же, моим тренерам. Их у меня было много – замечательных людей, которые вкладывали в меня, что называется, частицу своей души. Это Владими Воротников, Юрий Саркисян, Владимир Стогов, Алексей Медведев и другие.

- Чем же еще запомнилась ставшая для тебя счастливой та далекая Олимпиада?

- Олимпиада в Мюнхене пережила, как известно, трагические события, когда убили израильских спортсменов. За 5 дней до ее закрытия террористы из организации «Черный сентябрь» ворвались в резиденцию делегации Израиля, двух спортсменов расстреляли на месте и еще девять человек взяли в плен. Они требовали освободить находящихся в израильских тюрьмах членов Организации Освобождения Палестины, а также двух немецких террористов и шестнадцать заключенных, содержащихся в тюрьмах Европы. Правительство Израиля отказалось выполнить эти требования, и мюнхенская полиция решилась на операцию по освобождению заложников. Операция прошла неудачно, и в результате все израильтяне, захваченные террористами, погибли. Впоследствии израильскими спецслужбами были уничтожены все лица, имевшие отношение к захвату заложников. Эта трагедия и по сей день останется черной страницей в истории Олимпиады.

- Мухарбий, наступил очередной новый год. Каждый из нас связывает с ним определенные надежды. Что бы ты пожелал своим землякам - жителям района?

- В первую очередь, конечно же, крепкого здоровья, счастья, благополучия и процветания.

- Спасибо за содержательную беседу!

P.S. В первый день нового, 2019 года, нашему знаменитому земляку исполнилось 70 лет. В этот знаменательный для него день телефон не умолкал: его искренне поздравляли друзья, тренеры, спортсмены, которым он помог достичь различных спортивных высот. Прожил годы он не зря, прославив, не побоюсь этих слов, свой родной аул, Адыгею и бывший Союз Советских Социалистических Республик. Мы искренне присоединяемся к этим поздравлениям и желаем тебе, Мухарбий, в первую очередь, крепкого здоровья, семейного благополучия и процветания. Помни: мы всегда с тобой, мы едины и в радости, и в беде. Последнее – намного важнее.

Аслан ТЛЮПОВ.