Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Традиции, памятные даты /
Когда началась Великая Отечественная война, Иван Петрович Корчагин учился в школе. С первых же дней ушел на фронт отец. Жила тогда семья Корчагиных в станице Махошевской Ярославского района (ныне это Мостовской район). Сюда до далекой предгорной станицы уже начало доноситься эхо кровопролитных боев с вероломно напавшими на нашу страну хорошо вооруженными фашистскими полчищами. Корчагин со своими молодыми сверстниками, на чьи плечи уже легли заботы не только семей, но и всего местного колхоза, с жадностью вчитывался в газетные сообщения с фронтов, вслушивался в радиопередачи. Молодые сердца разгорались ненавистью к врагу, и ими с каждым днем все больше овладевало непреодолимое желание с оружием в руках бороться с захватчиками. Иван со своими молодыми товарищами часто приходил в военкомат, откуда каждый день уходили на фронт земляки, стараясь выглядеть старше своих 16-ти лет, говорил с работниками военкомата, просил их. Но здесь, в колхозе, вдали от фронта, нужны были рабочие руки, чтобы обеспечить бойцов хлебом, всеми теми продуктами, без которых им невозможно было обходиться.
… Шли дни, месяцы. С фронтов приходили вести одна печальнее другой. Сельский почтальон с похоронками заворачивал то на одну, то на другую улицу родной станицы. Беда приходила нежданно-негаданно то в один, то в другой дом. Советские войска с тяжелыми боями отступали. Вооруженные до зубов фашистские полчища рвались к столице нашей Родины – Москве. «Когда же их, наконец, остановят?» - с тревогой и надеждой задавали друг другу станичники вопрос. А враг уже был у стен столицы.
Иван Петрович позже вспоминал, с какой радостью впервые за многие месяцы войны засветились радостью изможденные тяжелым трудом лица людей, когда они услышали сообщение о разгроме немцев под Москвой. Потом была Сталинградская битва, началось освобождение нашей территории. И тогдашние молодые ребята, в том числе и Иван Корчагин, стали побаиваться, что без них закончится война. Но, как оказалось, боялись напрасно. Всем им, как и многим миллионам советских людей, с лихвой хватило военного лихолетья, фронтовых дорог, тяжелого солдатского труда, с помощью которого ковалась победа. 19 апреля 1943 года пробил и его час. После призыва в армию Иван Петрович 6 месяцев учился на механика-водителя в танковой школе в городе Арзамасе. Он был очень рад тому, что попал именно в танковые войска. Теперь Корчагину предстояла встреча с ненавистным врагом. Молодой механик-водитель не успел привыкнуть к своему новому «Т-34», еще пахнущему свежей краской, как был получен приказ выступать. Начиналась Корсунь-Шевченковская операция по уничтожению крупной группировки немецко-фашистских войск. Проводилась она силами 2 фронтов – 1-го и 2-го Украинских. В составе одного из них, которым командовал А.А. Гречко, и выступал наш земляк. Боевое крещение получил он в боях под Корсунь-Шевченковским. Экипаж танка, в котором воевал Корчагин, подбил 2 вражеские машины, но их танк в самом конце операции испытал силу удара вражеского танка. К счастью повреждение удалось быстро устранить и снова вступить в бой.
Это было начало фронтовой биографии Ивана Петровича Корчагина – механика-водителя «тридцатьчетверки», как ласково называли эту боевую машину бойцы. Потом была Ясско-Кишиневская операция. Здесь уже воевал в составе 3-го бронетанкового корпуса под командованием генерала Богданова. Затем форсирование реки Буг, освобождение Румынии, Венгрии.
Венгрия… На всю жизнь запомнил эту страну наш земляк. Освобождая ее от немецко-фашистских захватчиков, он дважды получил ранение. Первый раз это было под городом Неретхас в 20 километрах от Будапешта. Танковый полк, в котором воевал Корчагин, прорвав оборону противника и стремительно развивая наступления, слишком далеко оторвался от флангов и оказался таким образом в окружении. Немцы бросили против них «Тигры» и «Фердинанды». Отчаянно сражались наши танкисты с превосходящими силами противника. Было подбито много машин с обеих сторон. Но уничтожить смельчаков противнику не удалось. В этом бою потеряли много боевых друзей, многие были ранены. Вражеская пуля не обошла и Корчагина.
После госпиталя Иван Петрович уже не попал в свою часть, а продолжал воевать в составе 101 полка 84 Краснознаменной Харьковской пехотной дивизии. И недалеко от города Балатон во время взятия нефтяного города Натканиши получил второе ранение. На этот раз оно оказалось тяжелым и пришлось лечиться дольше.
Но все же бывший танкист задолго до окончания войны встал снова в строй, и теперь уже в составе автотранспортного батальона 2 танковой армии, со своими новыми боевыми друзьями добивал фашистов в их собственном логове. Здесь же, в поверженном Берлине, он встретил долгожданный День Победы. На память грядущим поколениям, как и тысячи советских солдат, оставил свою роспись на стенах Рейхстага, столько лет (с начала второй мировой войны) внушавшего людям мира страх за свою судьбу. Царапая на гранитных стенах здания буквы своей фамилии, Корчагин вспоминал, что именно здесь рождались зловещие планы захвата Москвы, других городов мира, планы уничтожения людей. Но все обернулось по-иному.
За ратные подвиги ветеран войны удостоен многих правительственных наград. Среди них ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и другие. Демобилизовался он лишь в 1950 году, спустя 5 лет после окончания войны. До этого продолжал службу в качестве водителя в автобатальоне.
К наградам ратным после прибавились и награды трудовые. Не один десяток лет проработал Иван Петрович в автогараже совхоза-завода «Элит». В коллективе, где добросовестно трудился, славился репутацией очень скромного, трудолюбивого человека и надежного товарища.
Таким был фронтовой путь танкиста Ивана Корчагина.
А. ЕМЫКОВА.