Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Традиции, памятные даты /
Более 50 лет назад редакция районной газеты, которая в то далекое время называлась «Путь Ильича», получила письмо из города Меленки Владимирской области от Григория Архиповича Мороза. Он был в числе 25 тысяч коммунистов, мобилизованный партией для работы в деревне. Его направили в Адыгею, и попал он в Кошехабльский район, в Адыгейскую МТС (машинно-тракторную станцию). Здесь он проработал около трех лет. Он помнил имена тех, с кем преобразовывал наш район, строил новую жизнь.
Вот что он писал 51 год назад в нашей районке:
«Я, как член партии, был мобилизован Грозненской парторганизацией и направлен вместе с товарищами в Адыгейскую автономную область. В феврале 1930 года нас, шестерых грозненских, откомандировали в Кошехабльский район. Я проработал в течение двух месяцев пропагандистом в Вольненском сельсовете, участвовал в организации колхоза. Затем меня отозвали в Кошехабль, где была организована Адыгейская МТС. Здесь ожидалось прибытие тракторов.
Наконец получили технику, набрали из местных жителей трактористов, создали бригады. Мне доверили руководство первой тракторной бригадой.
Директором МТС в то время был товарищ Пирогов. Впоследствии его заменил Измаил Агержаноков – житель Кошехабля. Помощником мне назначили Михаила Плотникова, заместителем - Батырбия Агержанокова. Помощником по технической части был Мату Желеготов. В нашей бригаде работало немало хороших местных ребят, фамилии которых, к сожалению, не помню. Была у нас и трактористка - девушка Нюра Чухлебова. Вот с ними мы на стальных конях поднимали целину, строили новую жизнь. Нелегко было работать без электроосвещения на тракторах. Но и здесь мы нашли выход – повесили на машины керосиновые фонари «летучая мышь» и продолжали пахоту в две смены. Жили под открытым небом. Несмотря на трудности, мы с честью справились с весенним севом, и наша машинно-тракторная станция получила в виде премии комбайн «Адванс-Румели».
К уборочной страде мы получили электрооборудование, установили его на тракторы. Работать стало легче, механизаторы трудились с большим подъемом.
С тех пор прошло много времени. Но мне хотелось бы, чтобы молодое поколение помнило о тех, кто не жалел сил для построения новой жизни на селе, о событиях, свидетелем и непосредственным участником которых мне довелось быть.
Передаю привет и добрые пожелания всем кошехабльцам, знающим и помнящим меня.
Г. Мороз».
Получив такое письмо, журналисты местной газеты разыскали старых механизаторов, работавших в то далекое время в МТС, и вот что выяснилось.
Измаил Тахович Агержаноков на протяжении многих лет занимал руководящие должности. Он работал в милиции, заместителем директора, позже директором МТС, председателем Кошехабльского сельского Совета, возглавлял местный колхоз «Трудовой гигант». Последние годы до ухода на пенсию трудился в лесничестве.
Измаил Тахович очень много сделал для улучшения условий работы механизаторов МТС. При нем были построены ремонтная мастерская, административное здание и другие помещения.
Одним из первых жителей аула Кошехабль, связавшим свою жизнь с техникой, был Батырбий Борович Агержаноков. Еще в 1928 году он работал на «Фордзоне», затем наш земляк был старостой курсов трактористов, открывшихся при МТС. Потом его назначили заместителем бригадира, позже – участковым механиком. На этой должности проработал до 1949 года, пока не ушел на пенсию.
Почти всю жизнь был связан с техникой и Мату Якубович Желеготов. Он окончил курсы трактористов, был заправщиком первой бригады, работал механизатором до войны, в послевоенное время трудился в «Заготзерно» в качестве моториста.
Одними из первых механизаторов МТС были Ибрагим Магометович Бжассо и Кушук Магометович Хагауджев. Первый долгое время был механизатором, а второй – бригадиром. Они хорошо помнили автора вышеизложенного письма, тех людей, которые трудились в те годы в МТС. Ветераны труда вспоминали, что это было время, наполненное романтикой созидания. Молодежь непреодолимо тянуло к технике. В одном только 1930 году курсы трактористов окончило около 30 человек. Среди них были А. Бжассо, А. Бженбахов, И. Карданов, П.Тлюпов и другие.
Помнили ветераны и Михаила Плотникова, который впоследствии, по некоторым данным, погиб в годы Великой Отечественной войны.
Со временем МТС стала районным объединением «Сельхозтехника». При этом изменилось не только наименование организации, но и ее функции.
За годы ее существования она оказала огромную помощь сельским труженикам в решении больших социально-экономических задач.
А. ТЕНГИЗ.