Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Кошехабльские

Вести (12+)

Традиции, памятные даты   /

Воспоминания о дедушке храня

16:08 - 06.06.2020

День Победы 1945 года, без сомнения, очень важное и знаковое событие для каждого жителя нашей страны. Но вдвойне дорог этот праздник, когда начинаешь осознавать, какую высокую цену заплатили наши родные и близкие за мир на Земле.

Сегодня нет уже рядом моего дедушки  - военного летчика, подполковника Николая (Аскарбия) Хаджиметовича Гидзова, но светлую память о нем мы и сейчас свято храним в нашей семье.

Он родился 7 ноября 1922 года в ауле Кошехабль и рано остался без родителей. В 1939 году окончил 7 класс Кошехабльской средней школы №20. А летом 1940 года поступил в Майкопскую авиашколу, окончив с отличием которую, был зачислен в Краснодарское военное авиационное училище.

Впервые на передовую он попал 3 июня 1942 года в составе 839 истребительного авиационного полка 7 воздушной Армии Карельского фронта. В декабре 1944 года его дивизию сняли с фронта и направили в Московский военный округ, где он был пилотом звена управления 195 ИАП. Незабываемый для всех День Победы дедушке посчастливилось встретить в Москве – на легендарной Красной Площади. Но это, если рассказывать о нем вкратце, если же бросить взгляд на каждый из прожитых им дней войны, то, пожалуй, чтобы поведать о них не хватит и многотомного издания.

В одном из своих воспоминаний он как-то упомянул о том, что его 839 истребительный авиационный полк вел усиленную разведку и отражал налеты вражеской авиации. Все было довольно опасно – напористый враг, у наших войск - недостаток авиатехники. К тому же, по прибытии в полк ему и сослуживцам в экстренном порядке надо было освоить новый для них самолет И-15 и одновременно принимать активное участие в боевой работе полка.

Не заставило себя долго ждать и первое боевое крещение. Полку было дано задание отразить нападение финской пехоты на наш запасной аэродром Хиж-Озеро. Летчики советской армии сделали три вылета, фины понесли большие потери. Однако, во время последнего из заходов, увлекшись наземными целями, наши пилоты несколько ослабили бдительность в воздухе – и 6 истребителей противника неожиданно атаковали их сосредоточенным огнем со стороны солнца. Эта оплошность обошлась нашим очень дорого, но в то же время стала хорошим уроком. В дальнейшем схватки с врагом были частыми, особенно в 1943 и 1944 годах.

В январе 1943 года дедушку и некоторых боевых товарищей перевели в 444 отдельную эскадрилью связи, которая обслуживала 32 наземную армию. Там наряду с заданиями по связи они нередко участвовали в боевых операциях - того требовала обстановка.

Часто вспоминал он и ночные бомбардировки на самолетах ПО-2. Тогда им нередко казалось, что тот или иной вылет последний. Один из таких вылетов был в районе города Медвежегорск. Поначалу все шло в привычном режиме. Внезапно моего дедушку на высоте 1200 м ослепил луч вражеского прожектора. Чтобы вырваться из этого «плена», пока не заработали зенитки, он сорвал самолет в штопор, а когда почувствовал, что прожектор его потерял, примерно в 200 м от земли, вывел самолет из штопора, отлетел от города с набором высоты 1200 м и пошел на цель - общежития летнего состава противника, которые были от Медвежегорска примерно в 18-20 км. Его штурман Николай Самойлов дал боевой курс, сбросил бомбы точно в цель, и они с дедушкой благополучно вернулись назад. Именно тогда мой родной герой получил свою первую боевую награду - медаль «За отвагу». Всего в той эскадрильи им было сделано около 320 вылетов связи и боевых операций на самый передний край фронта и в тыл врага.

С начала 1944 года дедушка служил в 197 ИАП в качестве летчика, наряду с боевой службой осваивал самолет ЯК-7«Б». К тому времени вражеские летчики стали более осторожными и без явного количественного преимущества уже не ввязывались в бой, как это было в начале войны. Однако помимо вражеских атак летчика в воздухе подстерегали и другие опасные ситуации. Так, в одном из тренировочных полетов в его самолете начался пожар, дедушка пошел на посадку. Будучи в неведении, руководитель полетов дал команду уходить на второй круг. В свою очередь, дедушка не мог сообщить о пожаре - самолет был снабжен лишь приемником. В это самое время на взлетной полосе находилось звено самолетов для взлета по тревоге. Только когда дед пролетал над посадочным знаком на высоте 50 м, на земле заметили, что его самолет горит. Руководитель полета скомандовал произвести посадку вне аэродрома. Дедушка последовал указанию. Шел на посадку со скольжением 30-35 градусов, чтобы самому не сгореть в кабине. Во время соприкосновения крыла самолета со снежным покровом, его выбросило из кабины, и он пролежал на земле без сознания, пока его не нашли с сильно обгоревшей рукой, поврежденным позвоночником и контузией. Более 3-х месяцев находился в медсанбате. После контузии до декабря 1944 года ему временно разрешено было летать только на самолете ПО-2. В декабре 1944 года дивизию деда сняли с фронта и направили в Московский военный округ.

За неоднократный боевой подвиг он был награжден 16 медалями и 2 орденами. Но он считал, что все эти награды он заслужил не сам, а вместе с сослуживцами, которых часто вспоминал в послевоенное время.

В мае 1949 года дедушка переводится летчиком в военно-транспортную авиацию, затем до июня 1956 года он - командир корабля на самолетах ЛИ-2 и СИ-47. После, по декабрь 1957 года, служил при Генеральном Штабе Министерства Обороны командиром звена транспортных самолетов. 24 декабря 1957 года приказом начальника Генерального Штаба за невозможностью использования по ограниченному состоянию здоровья он был уволен в запас с правом ношения военной формы и кортика.

В 1960 году вернулся в родные места. А так как сидеть без работы он не мог, устроился в г. Майкопе администратором драмтеатра, затем инспектором отдела культуры Кошехабльского района, начальником ГО Кошехабльского района, до февраля 1993 года был начальником Кошехабльского райузла связи. И даже после ухода на заслуженный отдых продолжал общаться с ветеранами войны и труда, был частым гостем у школьников на торжественных мероприятиях. С большой теплотой он делился с ними воспоминаниями о своих сослуживцах по фронту.

Все эти воспоминания стараемся и мы трепетно хранить, зная, что они были важной частью того его жизненного периода, который всегда был ему очень дорог, а нам подарил мир и светлое небо над головой!

Мое поколение никогда не должно забывать о величии подвига нашего народа. Низкий поклон ветеранам Великой Отечественной от нас – внуков за сегодняшнее ясное небо, за мир и покой!

Д. Гидзова, а. Кошехабль.